I
|
VIII класс (35 ч) Искусство в жизни современного человека
|
2 часов
|
1
|
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека и формировании его мышления
|
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев, 2005.
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
|
2
|
Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток)
|
Аеев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Аеев. — М., 2005.
Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев, 2005.
Челышев Е. Сопричастность красоте и духу: Взаимодействие культур востока и Запада. – М., 1991
|
II
|
Искусство открывает новые грани мира
|
7 часов
|
3
|
Искусство как образная модель окружающего мира. Знание научное и знание художественное
|
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
|
4
|
Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя.
|
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
|
5
|
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров как отражение реальной жизни.
|
Энциклопедия для детей. Т.7. искусство. Ч.1. М.-1997.
Энциклопедия для детей. Т.7. искусство. Ч.2. М.-1999.
|
6
|
Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве
|
Аеев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Аеев. — М., 2005
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
|
7
|
Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке.
|
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев, 2005.
|
8
|
Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции
|
Традиция в истории культуры. –М., 1978
|
III
|
Искусство как универсальный способ общения
|
7 часов
|
9
|
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох.
|
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. — М., 1996.
Коган М. Философия культуры. – СПб., 1996
|
10
|
Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
|
Петров М. Язык, знание, культура. – М., 1991
|
11
|
Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом.
|
Петров М. Язык, знак, культура. – М., 1991
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.: Теория и практика.- М., 1983
|
12
|
Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде
|
Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983
Некрвылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – Л., 1984
|
13
|
Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем (художником, композитором, писателем, режиссером и др.)
|
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев, 2005.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
|
14
|
Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств.
|
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
|
15
|
Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам
|
Урал мастеровой:традиц. Материал. Культура народов Юж. Урала конца Х1Х-XX вв.: материалы и исслед. –Челябинск, 2007
|
rv
|
Красота в искусстве и жизни
|
11 часов
|
16
|
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания
|
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев, 2005.
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
|
17
|
Символы красоты
|
Челышев Е. Сопричастность красоте и духу: Взаимодействие культур востока и Запада. – М., 1991
Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном. –М. 1985
|
18
|
Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей
|
Челышев Е. Сопричастность красоте и духу: Взаимодействие культур востока и Запада. – М., 1991
Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном. –М., 1985
|
19
|
Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве
|
Челышев Е. Сопричастность красоте и духу: Взаимодействие культур востока и Запада. – М., 1991
Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном. –М.- М., 1985
|
20
|
Различное понимание красоты и мастерство исполнительных интерпретаций
|
Челышев Е. Сопричастность красоте и духу: Взаимодействие культур востока и Запада. – М., 1991
Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном. –М.- М., 1985
|
21
|
Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.
|
Дробницкий О. Мир оживших предметов. – М.:, 1987
Духовное производство и народная культура.- Свердловск, 1988
|
22
|
Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника
|
Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. –М., 1974
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
|
23
|
Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи
|
Духовное производство и народная культура. – Свердловск., 1988
Челышев Е. Сопричастность красоте и духу: Взаимодействие культур востока и Запада. – М., 1991
|
24
|
Художественные промыслы Урала
|
Т.В. Костарева. Чугунное кружево.- Челябинск, 2006
|
25
|
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства. Портрет в литературе, живописи, фотографии
|
Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
|
26
|
Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства.
|
Энциклопедия для детей. Т.7. искусство. Ч.1. М.-1997.
Энциклопедия для детей. Т.7. искусство. Ч.2. М.-1999.
|
27
|
Поэтизация обыденности. Красота и польза
|
Энциклопедия для детей. Т.7. искусство. Ч.1. М.-1997.
Энциклопедия для детей. Т.7. искусство. Ч.2. М.-1999.
|
28
|
Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусств
|
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
|
V
|
Прекрасное пробуждает доброе
|
8 часов
|
29
|
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер)
|
Фохт-Бабушкин Ю. Художественная культура и развитие личности. – М., 1987
|
30
|
Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства
|
Цукерман В. Народная культура. – Свердловск, 1982
Петров М. Язык, знак, культура. – М., 1991
|
31
|
Искусство как модель для подражания
|
Духовное производство и народная культура. – Свердловск., 1988
|
32
|
Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др.в произведениях уральских мастеров
|
Костарева Т.В. Он любил жизнь и людей. Челябинск, 2007
Костарева Т.В. Чугунное кружево.- Челябинск, 2006
|
33
|
Поэтика и народная мораль в сказочных образах. Сказы Бажова
|
|
34
|
Синтез искусств в создании художественного образа спектакля
|
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. — М., 1996.
Энциклопедия для детей. Т.7. искусство. Ч.3. М.-2005
|
35
|
Идеал человеА в искусстве. Воспитание души
|
Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном. –М. 1985
|